Забот полон рот — это

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

  • Во весь рот
  • Лишний рот

Смотреть что такое «Забот полон рот» в других словарях:

ПОЛОН РОТ — забот, хлопот [у кого] быть Предельно много, полным полно. Подразумеваются повседневные, обычные хлопоты и заботы. Имеется в виду, что лицо, реже группа лиц (Х) крайне заняты, у них совсем нет свободного, лишнего времени. неформ. ✦ [У Х а] забот… … Фразеологический словарь русского языка

Хлопот полон рот — Хлопот ПОЛОН РОТ. Разг. Экспрес. То же, что Забот полон рот. Писала она, что хлопот у неё полон рот, что теперь и ночевать домой не ходит, чтобы не терять времени, а спит тут же, в конторе (Б. Полевой. Повесть о настоящем человеке) … Фразеологический словарь русского литературного языка

хлопот полон рот — Разг. Неизм. Очень много дел, забот (обычно при подготовке к чему либо или при выполнении какой либо срочной работы). У кого? у матери, у молодоженов, у меня… хлопот полон рот. Заметно было уже по одному виду господина Голядкина, что у него… … Учебный фразеологический словарь

рот — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? рта, чему? рту, (вижу) что? рот, чем? ртом, о чём? о рте и во рту; мн. что? рты, (нет) чего? ртов, чему? ртам, (вижу) что? ртов, чем? ртами, о чём? о ртах 1. Рот это полость между верхней и… … Толковый словарь Дмитриева

РОТ — рта (изо рта, разг. изо рту, простореч. из роту), о рте, во рту, м. 1. Отверстие между губами. || Очертания губ, разрез губ. Большой рот. Кривой рот. || О животных: пасть, зев. Пойманная рыба открывала рот и хлопала плавниками. 2. Полость за… … Толковый словарь Ушакова

рот — Рот открыть или раскрыть (разг.) перен. заговорить, ответить, высказаться. Человек из города Бордо, лишь рот открыл, имеет счастье во всех княжон вселять участье. рибоедов. Он не дает никому рта отрыть. В рот нейдёт (разг.) очень сыт … Фразеологический словарь русского языка

рот — рта, предл. о рте, во рту; мн. рты, ртов, ртам; м. 1. Полость между верхней и нижней челюстями, снаружи закрытая губами. Полость рта. Закрыть рот рукой. Дышать ртом. Вынь сигарету изо рта! Во рту сухо. Заткнуть рот кому л. (также: разг.;… … Энциклопедический словарь

рот — рта, предл. о рте, во рту, м. 1. Отверстие между губами, ведущее в полость между верхней и нижней челюстями и щеками до глотки, а также сама эта полость. Раскрыть рот. Слизистая оболочка рта. □ Во рту было сухо и липко. Чехов, Тиф. || Губы,… … Малый академический словарь

рот — рта, предл.; о рте, во рту; мн. рты, ртов, ртам; м. см. тж. во весь рот, рот в рот, ротик, роток, ртище, ротовой 1) а) Полость между верхней и нижней челюстями, снаружи закрытая губа … Словарь многих выражений

быть занятым делами — ▲ быть занятым ↑ заботы занятость. занимать (чем бы вас занять?). занятой (# человек). при деле (все #). управиться с чем (# с делами). загруженность. загрузить (# работой). темп жизни. | навалить, ся (навалилось много дел). работы невпроворот.… … Идеографический словарь русского языка

Продолжение известных русских пословиц

Ч еловек постоянно учился оптимизировать ресурсы. Стремился меньше потреблять и больше узнавать об окружающем мире. Поэтому оптимизировать — это не всегда сокращать. Но… в языке часто случается именно концентрация мысли. Прям, по Антону Чехову: «Краткость сестра таланта».

Вот и некоторые русские поговорки не всегда были такими, какими мы их знаем теперь. Некоторые сохранили свой смысл, а некоторые стали прямо противоположны. Неужели звучание, ритм, динамичность (читай краткость) в языке имеют приоритет над смыслом?

Словари

забот, хлопот [у кого] быть

Предельно много, полным-полно.

Подразумеваются повседневные, обычные хлопоты и заботы. Имеется в виду, что лицо, реже — группа лиц (Х) крайне заняты, у них совсем нет свободного, лишнего времени. неформ. ✦ [У Х-а] забот полон рот.

Обычно употр. в позиции после слов-сопроводителей забот, хлопот.

В роли именной части сказ.

Порядок слов-компонентов фиксир.

— Ах, Лариса, счастлива ли ты? Хотя какое уж тут счастье, когда забот полон рот. А впрочем, кормить семью тоже счастье. Н. Евдокимов, Ожидание.В коммунальной квартире <…> поют и танцуют соседи: только что между ними была свара, и вот идиллия. В театре может быть <…> и такое. В жизни же мы от такого отвыкли, и в нашей огромной «коммуналке» нам не до песен и танцев — забот полон рот! А жаль. НГ, 1993.

Обратно в землянку Синцов вернулся только через час. Сразу, как вышел, оказалось — забот полон рот. К. Симонов, Солдатами не рождаются.

Нечего о них думать <…>. И без них забот полон рот. Фильм сдала, работы опять нет, денег тоже нет, <…> неизвестно, что будет дальше. Т. Устинова, Мой личный враг.

Белозеров её утешать не стал, сказал, что в чужих бедах разбираться некогда, у самого забот полон рот. В. Саянов, Лена.

— Уж и не знаю, когда теперь увидимся. Замуж выйдешь — будет у тебя забот полон рот, какие уж тут встречи. (Реч.)

С потьминской пересылки меня направили в десятый лагерь. У новичка в лагере хлопот полон рот: надо найти место в бараке, получить койку, тюфяк, подушку, одеяло, постельные принадлежности, форменную спецовку для работы <…>. А. Марченко, Мои показания.

Уверен, забот и хлопот у него, как говорится, полон рот. И если этот занятый человек <…> берёт на себя смелость и <…> ответственность обращаться <…> с просьбой пересмотреть прекращённое дело, тут уж действительно… А. Безуглов, Следователь по особо важным делам.

Писала она, что хлопот у неё полон рот, что теперь и ночевать домой она не ходит, чтоб не терять времени, а спит тут же, в конторе. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.

— Боюсь, Петровы не составят вам компанию [сходить в театр], у них вечно хлопот полон рот: то ремонт, то командировки, то ещё что-то. (Реч.)

культурологический комментарий:

Образ фразеол. восходит к древнейшим формам коллективно-родового осознания и моделирования мира-хаоса, для которого характерен анимизм (т. е. приписывание неживым предметам признаков живого), и основан на архетипическом (древнейшем в культурном освоении мира) противопоставлении «верх — низ».

Образ фразеол. соотносится (через компонент рот) с телесным (соматическим) кодом культуры, т. е. с совокупностью обусловленных культурой стереотипных представлений о свойствах, характеристиках, пространственных и временны/х «измерениях» тела в целом или его частей, которые выступают как источник осмысления человеком мира.

Рот, принадлежа пространственному «верху» человеческого тела, с одной стороны, выступает как мера полноты и рассматривается как «ёмкость», способная вместить в себя большое количество чего-л. (еды, жидкости). С другой стороны, рот метафорически уподобляется живому существу и наделяется человеческой способностью участвовать в какой-л. деятельности, т. е. быть загруженным какими-л. заботами, хлопотами. Таким образом, в основе образа лежит антропная, т. е. описывающая человека и/или его действия, метафора, в которой рот выступает как мера максимальной, полной загруженности человека повседневными заботами. При этом компонент рот в составе фразеол. указывает также на то, что хлопоты воспринимаются как суетные, проходящие, обычные, повседневные дела, от которых в принципе можно отстраниться, которые можно «выплюнуть», как пищу изо рта.

фразеол. в целом выполняет роль эталона, т. е. меры, максимальной занятости.

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

В продаже

Серии

Форум

Уварова Людмила Захаровна

Книга «Истории от первого лица»

Оглавление

РАССКАЗЫ

ЗАБОТ ПОЛОН РОТ

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • .
  • 57
  • 58
  • 59
  • 60
  • 61
  • 62
  • 63
  • 64
  • 65
  • »
  • Перейти

— А то нет? Сама знаешь, все вы какие-то такие…

— Чокнутые, что ли…

Вероника Степановна укоризненно качает красиво причесанной головой.

— Эх, дочь, нет в тебе ни малейшего уважения к матери.

— Вот постареешь окончательно, тогда зауважаю, — отвечает Наташа.

Садится за стол между мной и матерью, пристально вглядывается в нее.

— Ты что, мать, наверно, плохо спала?

— Почему ты так спрашиваешь? — пугается Вероника Степановна, — у меня вид страшный? Мешки под глазами? Да?

— Нет, просто бледная.

— Бледная? Ну, это все в наших руках.

Вероника Степановна выходит из кухни и спустя минуты две появляется снова. Щеки ее цветут нежнейшим розовым румянцем, на веки положены голубые тени.

— Какова? Кто скажет, что у меня взрослая дочь?

— Никто, конечно, — отвечает Наташа. — Будешь молоко пить? Я вскипячу.

— Не хочется, — капризно тянет Вероника Степановна. — Надоело мне твое молоко!

Наташа между тем наливает в белую эмалированную кастрюльку молоко из пакета, ставит кастрюльку на огонь.

— А у кого связки то и дело садятся? У кого весной ангина была? Кто жаловался, что тонзиллит замучил?!

Наташа разговаривает с матерью, словно с маленькой, неразумной девочкой, мать не пытается спорить с нею, лишь досадливо поводит плечами.

Наташа наливает в стакан горячего молока.

— Чтобы все выпила, слышишь?

Вероника Степановна пьет молоко, страдальчески подняв брови, Наташа глядит на нее, опершись щекой о ладонь.

— Эх, мать, бросила бы свои глупости!

— Какие глупости? — спрашивает Вероника Степановна. — Ты о чем?

— Всякие. И зажила бы, как все нормальные люди.

— Что я должна сделать для этого?

— Прежде всего сойтись с папой.

— С кем? С папой? С твоим отцом?

Прекрасные глаза Вероники Степановны полны нескрываемого удивления.

— Да ты, дочь, в своем ли уме?

— Абсолютно в своем.

— Ты только погляди на нее, — обращается ко мне Вероника Степановна, — она хочет, чтобы я сошлась с ее отцом, с которым мы разошлись пятнадцать или шестнадцать лет тому назад. И где он, отец-то?

— Скоро приедет, — отвечает Наташа. — На той неделе я его жду.

— А он писал тебе?

— Само собой. Ты же знаешь, мы с ним переписываемся.

— Дурочка, у него же, наверно, давным-давно другая семья, он и думать о нас с тобой позабыл.

— Вот и неправда, — горячо возражает Наташа. — Очень даже думает. Он же мне вот такие письма пишет…

— Хорошо, о тебе он думает, а я-то при чем?

— По-моему, он и о тебе думает. В последнем письме пишет: «Как мама? Неужели еще не ушла на пенсию?»

— А вот и не ушла! — неожиданно взрывается Вероника Степановна. — И назло ему никогда не уйду!

— И не надо, пожалуйста, сделай одолжение, назло всему свету отморозь собственные уши, — спокойно отвечает Наташа.

Возбуждение Вероники Степановны внезапно гаснет, и она снова начинает, как бы отвечая самой себе:

— Нет, ничего у нас не получится, мы не можем спустя столько лет опять жить вместе. А если тебе скучно со мною вдвоем, заведи собаку.

— Собаку? — повторяет Наташа и оборачивается ко мне. — Когда я училась в третьем классе, мне очень хотелось иметь собаку, а мама говорила: «Подожди, когда перейдешь в четвертый класс», потом я перешла в четвертый класс, у нас тогда жил дядя Сеня, он не выносил собак, потом уже в седьмом классе, когда дядя Сеня исчез, мама говорит: «Нельзя, в седьмом классе очень трудно учиться», а когда я стала десятиклассницей, то надо было готовиться в институт, не до собаки было.

— Теперь я хочу собаку, — говорит Вероника Степановна.

— А кто с ней гулять будет? Все на меня ляжет, мать, и кормить собаку, и гулять с нею, ты же вечно занята, то репетиции, то гастроли, то выездной спектакль…

— Я тебя клятвенно заверяю, — Вероника Степановна поднимает кверху правую руку, — буду гулять с собакой, только не с утра, а днем и вечером.

— Вот так, — Наташа насмешливо щурит глаза, — а если собаке необходимо погулять также и утром?

— Я не могу вставать чересчур рано.

— Хорошо, подождем, пока уйдешь на пенсию, тогда и возьмем собаку.

— А я не хочу на пенсию, — сердито возражает Вероника Степановна, — если хочешь, можешь сама идти на пенсию.

Не выдержав, смеется от души. И мы с Наташей тоже смеемся.

— Что с ней поделаешь? — спрашивает Наташа, провожая меня до входной двери, — большой ребенок, ты не находишь?

Почему-то так получается частенько, что самые наши задушевные разговоры происходят возле входной двери, когда мы прощаемся и все никак не можем расстаться.

— Вот еще одна забота, — говорит Наташа, — чего-то она у меня расклеилась, горло барахлит, ноги болят…

— Пойди с ней к врачу.

— Попробуй уговори ее. Боится, что доктор уложит в постель, даст больничный, а она все храбрится, утверждает, что от нее бегут все болезни, как черт от ладана.

Помедлив, Наташа говорит:

— Когда-никогда, а все равно Серж ее выживет.

— Может быть, его сперва выживут?

— И так может случиться. Только все равно придет новый главный, он ее тоже спровадит. Зачем она ему? Занята всего лишь в одном спектакле, новых ролей не предвидится. И потом, в самом деле, сколько можно? Она же не заслуженная, не народная, не любимица публики, — так, в общем-то прокуковала всю свою жизнь на выходных…

Должно быть, в этот миг мы обе охвачены одним и тем же чувством: жалостью к Веронике Степановне; не самая веселая участь досталась ей на долю, чего уж тут веселого, до старости оставаться маленькой актрисой на незаметных ролях?

А ведь тоже училась некогда в студии, играла в ученических спектаклях, волновалась, впервые выйдя на сцену, сама же рассказывала, что великая Яблочкина верила в ее звезду, а Михаил Михайлович Тарханов, тот прямо так и утверждал: «Ты, Вероничка, будешь замечательной артисткой. Помяни меня!»

И она помнила об этих словах, держала их в своем сердце, мечтала о большой сценической карьере, об успехе, о популярности у зрителей…

— Ты только не показывай вида, что тебе ее жаль, — тихо говорит Наташа.

— Хорошо, если бы они с папой помирились, — продолжает Наташа, — а то правда, подумай сама, чего им жить одиноко, каждый у себя?

— У папы нет семьи?

— Была. Теперь опять он почему-то один.

— А он что, писал тебе о том, что опять один?

— Да нет, ничего он не писал, но я же умею между строчек все, что надо, прочитать. Достались же мне родители, что один, что другая, просто беда с ними!

Наташа шумно вздыхает и смеется: наверное, она нарочно смеется, чтобы я не вздумала пожалеть ее. А я и не собиралась ее жалеть.

Да она и не приняла бы от меня не то что жалости, а самого обыкновенного сочувствия.

Не знаю, сколько бы мы еще простояли в дверях, если бы не раздался голос Вероники Степановны:

— Наташенька, дочка, дай мне грелку, слышишь?

— Слышу, — отзывается Наташа, — что, опять ноги болят?

— Не очень, но все-таки…

Я бегу к себе по лестнице наверх. Наташа все еще медлит уйти, стоит в дверях, глядя мне вслед.

— Ей с ее больными ногами только собаки не хватает!

Я останавливаюсь, гляжу на Наташу сверху вниз.

— А с собакой ей веселее будет…

— Думаешь? — спрашивает Наташа. Задумчиво качает головой. — Неужели, правда, веселее?

Мне кажется, Наташа уже решила. Рано или поздно, а собаке суждено у них появиться…

50 известных пословиц и поговорок, полные версии которых не все знают

А вы знали, что у очень известных и всеми нами активно используемых пословиц и поговорок есть продолжения? И, между прочим, порой эти самые законченные версии обретают совсем другое значение.

«Тонкости» заинтересовались этим вопросом и выяснили, как 50 самых популярных выражений звучат целиком. Приготовьтесь удивляться.

  1. Собаку съел, да хвостом подавился.
  2. Аппетит приходит во время еды, а жадность — во время аппетита.
  3. Два сапога — пара, да оба на левую ногу надеты.
  4. Век живи, век учись — дураком помрешь.
  5. Забот полон рот, а перекусить нечего.
  6. Бедность — не порок, а несчастье.
  7. В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
  8. Где тонко, там и рвется. Где толсто, там и наслаивается.
  9. Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет — тому два.
  10. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.
  11. В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.
  12. Всяк правду ищет, да не всяк ее творит.
  13. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. А по ним ходить.
  14. Не все коту масленица, будет великий пост.
  15. Первый парень на деревне, а деревня в два двора.
  16. Новая метла чисто метет, а обломается — под лавкой валяется.
  17. Простота хуже воровства, если она не от ума, а от заумия.
  18. Гол как сокол, а остер как топор.
  19. Голод не тетка, пирожка не поднесет.
  20. Ни рыба, ни мясо — ни кафтан, ни ряса.
  21. Попытка — не пытка, а спрос — не беда.
  22. Горбатого могила исправит, а упрямого — дубина.
  23. Повторение — мать учения и прибежище для лентяев.
  24. Под лежачий камень вода не течет, а под катящийся — не успевает.
  25. Семь бед — один ответ, восьмая беда — совсем никуда.
  1. Губа не дура, язык не лопата: знают, что горько, что сладко.
  2. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
  3. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут.
  4. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдет.
  5. Дело мастера боится, а иной мастер — дела.
  6. Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
  7. Старость не радость, сядешь — не встанешь, побежишь — не остановишься.
  8. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
  9. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
  10. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
  11. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
  12. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помете.
  13. Палка о двух концах: туда и сюда бьет.
  14. Лиха беда начало, а там уж близок и конец.
  15. На обиженных воду возят, а на добрых сами катаются.
  16. От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.
  17. Чем черт не шутит, когда Бог спит.
  18. Один в поле не воин, а путник.
  19. Рука руку моет, да обе свербят.
  20. От работы кони дохнут, а люди — крепнут.
  21. Язык мой — враг мой, прежде ума глаголет.
  22. Ума палата, да ключ потерян.
  23. Шито-крыто, а узелок-то тут.
  24. Утро вечера мудренее — жена мужа удалее.
  25. У страха глаза велики, да ничего не видят.

Что такое «эники-беники» из той самой детской считалочки: вот 4 основные версии.

Жадина-говядина. Закончите поговорку, и мы узнаем, откуда вы родом:


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: