Конспект занятия «Как устроено тело человека»

Светлана Брюханова
Конспект занятия «Как устроено тело человека»

Цель: показать как устроено тело человека, как движутся части тела. Познакомить с назначением и работой органов сердца, лёгких.

Познакомить с понятием «сустав».

Воспитывать бережное отношение к своему телу, к своему здоровью

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением, проговаривая все звуки.

Показываю фотографии младенца, ребёнка 6,5 лет, подростка, взрослого человека.

Воспитатель: Чем отличаются люди на рисунке? Чем они отличаются?

Воспитатель: Когда человек рождается, его тело очень маленькое. Постепенно человек растёт, растёт и его тело. У молодых людей оно молодое упругое. С возрастом тело меняется, меняется его цвет, появляются морщинки. Но какими бы разными люди не были, все они похожи своим телосложением.

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки.

Ей окрестность вся видна

Сидит на шее (ГОЛОВА)

Бегут на дорожке детские (НОЖКИ)

Бабушка ругает внука:

Почему не вымыл (РУКИ)

Съел еду я всю, и вот

Мой наполнился (ЖИВОТ)

Спотыкнулся через Генку

И ушиб себе (КОЛЕНКУ)

Моя бабушка больна,

У неё болит (СПИНА)

На руке сидят мальчики

Очень дружные (ПАЛЬЧИКИ)

На прогулке не забудь

Закрывать от ветра (ГРУДЬ)

Я верчу ей как умею,

ГОЛОВА сидит на ШЕЕ.

Ни чего чтоб не болело,

Закаляйте ваше ТЕЛО.

Воспитатель: Дети, а сейчас встаньте, мы с вами поиграем.

Игра «МОЁ ТЕЛО».

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою, повторяй скорей за мною.

Вправо, влево, оборотик

Покажи мне, где животик.

Наше тело подтянулось

И вперёд слегка нагнулось.

Как берёзонька стройна,

Стала ровною спина

А теперь все потянулись

И друг другу улыбнулись.

Воспитатель: дети положите руку на грудную клетку, как я. Чувствуете, внутри, что–то стучит? Это сердце. Сердце – очень важный орган. Сердце работает и днём, и ночью. Посмотрите, как выглядит сердце (показ).

Сердце человека чуть больше его кулака. Сожмите свои кулачки, и мы

Увидим у кого какое сердце.

В спокойном состоянии сердце работает тихо. После подвижных занятий

Сердце стучит быстрее, колотится. Давайте проверим. Положите руку на

грудную клетку. Сердце работает спокойно.

Воспитатель: Давайте поиграем.

Побежали по дороге, поднимая выше ноги.

А теперь остановились, все на месте? Убедились.

Руки в стороны разводим

А затем обратно сводим

А теперь поднимем вверх,

Вот невиданный успех.

Воспитатель: Давайте проверим, как сейчас бьётся сердце. Оно стучит, колотится.

Воспитатель: А почему сердце колотится? (потому что мы выполнили несколько физических упражнений)

Воспитатель: Ребята, а что мы ещё слышим? (мы слышим своё дыхание).

Воспитатель: У человека есть ещё один важный орган. Это лёгкие.

Воспитатель: Посмотрите, как выглядят лёгкие на рисунке.

Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем, не получается.

Значит человек не может жить без дыхания.

Сердце и лёгкие – друзья. Лёгкие дают воздух. Возьмите

Воздушный шарик и попробуйте его надуть. Мы вдыхаем в себя

Воздух, а потом надуваем шарик.

Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание на то, что части тела сгибаются и разгибаются в разных местах? Давайте отыщем на своём теле такие места.

Упала наша Леночка

Болит её коленочка

Боль пронзила, словно, ток.

Я ударил локоток.

Воспитатель: А теперь исследуйте эти места. Где сгибаются части тела.

Место, где сгибаются части тела, называются сустав.

У детей суставы более подвижны, чем у пожилых людей. А чтобы суставы хорошо работали, надо делать зарядку. Правило на каждый день.

Занятие-беседа «Тело человека» «Есть такая профессия- врач» В настоящее время понятие здоровый образ жизни детей становится все более актуальным, ведь малоподвижный образ.

Информационное письмо для родителей «Мое тело» Здравствуйте наши мамы и папы, бабушки и дедушки! Задача этой недели воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью; познакомить.

Конспект занятия по валеологии «Изучаем свое тело» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Это тело» Цель: — формировать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить; из каких частей состоит моё тело); Задачи:.

Конспект НОД в младшей группе «Я и мое тело» Задачи: 1. Формировать представления о частях тела, различать и правильно называть части тела. 2. Закрепить представления о различиях между.

Конспект занятия по социализации «Из чего «сделано» наше тело» Цель: сформировать у детей представления о строении собственного тела. Задачи: Познакомить детей с клетками, их разнообразием, выполняемыми.

КВН по валеологии в подготовительной к школе группе «Тело человека» КОНСПЕКТ занятия по валеологии в подготовительной к школе группе КВН «Тело человека»Задачи: обобщение элементарных знаний детей о работе.

Публикация «Правовое образование всех участников образовательной деятельности» Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Публикация моей дочери в сборнике «Рождественские мечты» Рождественские мечты. Дорогие мои друзья, хочу похвалиться нашим достижением. Мы с моей дочкой Юстиной в 2014 году участвовали в региональном.

Викторина «Мое тело» Цели: Формировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни Определить и закрепить полученные знания о строении.

Как все устроено? Рассказываем детям об анатомии человека!

В жизни каждого ребенка наступает такой момент, когда он начинает интересоваться строением собственного тела. Для него это также естественно, как изучать строение Солнечной системы или разбирать заводную машинку, чтобы посмотреть, что там внутри. Заметив, что ребенок много внимания уделяет анатомии человека, родители должны всеми силами помочь крохе получить ответы на волнующие вопросы. MedAboutMe поделится со своими читателями, почему ребенку важно познакомиться с анатомией, и как это лучше сделать, какие пособия предложить.

Почему детям важно изучать анатомию?

Помимо удовлетворения простого любопытства, изучение строения собственного тела оказывает следующие положительные моменты:

  • Ребенок осознает важность соблюдения личной гигиены и учится это делать.
  • Малышу становится понятным, что такое здоровый образ жизни, и почему к этому нужно стремиться.
  • Ребенок учится правильно питаться, чтобы вырасти крепким и здоровым.
  • Он начинает разбираться, что такое болезни и отчего они возникают.
  • Малыш знакомится с «хорошими» и «плохими» микроорганизмами, которые живут внутри человека и могут вызывать заболевания.
  • Ребенку становится понятной работа врачей и важность различных методов диагностики в медицине.
  • Он узнает, как действуют лекарства, и почему нужно выполнять предписания докторов.

Когда уже пора?

На самом деле, с азами анатомии малыш знакомится еще на первом году жизни. Это происходит во время купания, одевания, массажа и гимнастики, развивающих занятий, когда мама или папа прикасаются к нему, ласково гладят и целуют, комментируя свои действия и упоминая части тела. Так, к году кроха уже знает, где у него ручки и ножки, покажет глазик у мамы и высунет язычок по просьбе взрослого.

На втором-третьем году жизни по мере развития кругозора малыша и становления речи углубляются и знания о человеческом теле. В частности, ребенок уже хорошо знает функции некоторых частей тела: зубами он жует, ногами бегает и прыгает, ушами слушает, носом нюхает и т. д.

В этом возрасте ребенок, как правило, неоднократно переболевает острыми респираторными или кишечными инфекциями, успевает «заработать» несколько синяков, шишек или ранок. Он испытывает в связи с этим новые ощущения в организме: чувство жара или озноба, головная боль, неприятные ощущения в животе, кашель и насморк, вид собственной крови из ранки. Малышу еще трудно выразить свое состояние, поэтому родители должны помогать ему: успокаивать, объяснять простыми словами происходящее и обязательно говорить, что все пройдет. В этом же периоде происходит не очень приятная встреча с лекарствами и другими лечебными процедурами. Чаще приходится посещать врачей, сдавать анализы, проходить различные обследования.

С трех до пяти лет большинство детей начинают задавать родителям вопросы об устройстве собственного тела. Особенно волнуют следующие вопросы: что же находится в животе и в голове, куда попадает еда, когда ее проглотили, как появляются дети, зачем человек дышит и почему он ложится спать.

Некоторые вопросы детей ставят родителей в тупик. Особенно, если он сами затрудняются с ответом. У значительной доли взрослого населения крайне смутные представления об анатомии и даже о расположении органов в теле человека. А для чего нужны, к примеру, надпочечники, селезенка и лимфатические узлы, знают вообще единицы.

Многие родители отмечают, что начав изучать строение собственного тела вместе с ребенком, они сами узнают много интересного и нового, начинают по-другому относиться к своему организму и стремятся сохранить свое здоровье.

Детские книги по анатомии

Здорово, если домашней детской библиотеке найдется хорошая энциклопедия с ответами на самые частые вопросы любознательных малышей. В них обычно есть разделы о Вселенной и нашей планете, о флоре и фауне, исторических событиях, технике и даже по анатомии человека. Несколько страниц повествуют о том, что такое скелет и внутренние органы, как они функционируют, откуда берутся дети и др. Для дошкольников обычно хватает этой краткой информации для получения общих представлений о теле человека.

Младшим школьникам, вероятно, захочется узнать все поподробнее, и это очень хорошо. Проще всего обратиться к книгам по анатомии, которые созданы специально для детей. Яркие картинки (желательно не мультяшные), качественные фотографии, крупный шрифт, отсутствие сложных терминов, преобладание иллюстраций над текстом ─ вот то, на что стоит обратить внимание при выборе подобной книги. Если ребенок сочтет книги по анатомии страшными и неприятными, можно отложить их на будущее.

MedAboutMe предлагает вашему вниманию перечень интересных книг по детской анатомии, хорошо зарекомендовавших себя как среди детей, так и среди их родителей:

Алехо Родригес-Вида «Тело человека. Нескучная анатомия».

Книга для младших школьников, рассказывает о строении человеческого тела и о физиологии, дает ответы на распространенные вопросы «почемучек», захватывает интересными фактами, содержит словарик.

Цена около 800 рублей.

Ганьон, Мерсеро «Атлас анатомии человека с перекидными прозрачными постерами».

Атлас будет доступен детям, начиная со старшего дошкольного возраста. Содержит подробные схемы по анатомии, большие постеры и даже многоразовые наклейки для игры.

Цена около 600 рублей.

Винченцо Гуиди «Детский атлас анатомии».

Книга для младших школьников с подробными иллюстрациями, доступным текстом и ответами на сложные вопросы.

Цена около 450 рублей.

Развивающие пособия и интерактивные игрушки

Некоторые дети мечтают стать докторами, когда станут взрослыми. Особенно часто это встречается в семьях, где уже есть медицинские работники. Они живо интересуется анатомией и другими вопросами медицинского характера. Чтобы развлечь юного доктора, можно приобрести для ребенка развивающие и интерактивные игрушки, которые не только обучают малыша, но и позволяют попрактиковаться в будущей профессии.

MedAboutMe рекомендует для вас наиболее популярные детские игры по анатомии и основам медицинских знаний:

Игрушка «Говорящая анатомия» из серии «Пирамида открытий».

Ричард Уолкер: 3D-пазл «Собери тело человека».

Дышите — не дышите! (8 экспериментов). Французские опыты МиМ Bondibon.

Игровой набор Play-Doh Мистер Зубастик.

В набор входит модель полости рта, баночки с пластилином и инструментами дантиста. Малыш сможет перевоплотиться в стоматолога, самостоятельно поставить пациенту несколько пломб и даже установить брекет-систему. Цена около 1500 рублей.

Сами с усами

Те игры, которые родители придумали и сделали своими руками вместе с детьми, особенно ценны. Помимо получения новых знаний малыш весело проведет время с мамой, папой или другими членами семьи. Чтобы разнообразить скучный дождливый день и провести время с пользой, можно вместе заняться изучением анатомии. Каждый родитель может выбрать что-то из предлагаемого нами списка или придумать что-то свое, не менее интересное:

  • «Анатомический плакат».

На обратной стороне ненужного куска обоев нарисовать контур человеческого тела (обвести кого-то из членов семьи в положении лежа). После этого нарисовать на отдельном листе бумаги макеты внутренних органов в натуральную величину и раскрасить. Можно использовать цветную бумаг или картон. Затем расположить органы на нарисованном теле в правильном месте, попутно рассказывая, за что каждый орган отвечает. Интересно, если будут участвовать все члены семьи и соревноваться в своих познаниях.

  • Викторина «Наше тело».

Пусть все члены семьи придумают по несколько вопросов о человеческом организме. Знания можно почерпнуть в соответствующих книгах. Затем всем предстоит ответить на вопросы друг друга и определить победителя.

  • «На что похоже?»

Обойти вместе с ребенком дом и пофантазировать на тему того, какие предметы в доме схожи с теми или иными органами. Например: компьютер похож на мозг, он хранит в себе очень много информации и раздает команды; кастрюлю можно сравнить с желудком; электрические провода имеют общие черты с нервами; шланг легко сравнить с кишечником или кровеносными сосудами; работа фильтра для воды отражает функции почек; воронка напоминает мочевой пузырь и мочеиспускательный канал; воздушный шарик имеет общие черты с легкими и др.

  • Игра в «доктора».

Примерно с трехлетнего возраста ребенок начинает играть в ролевые игры. Очень популярна игра в доктора, когда малыш лечит своих медвежат, кукол или спящего папу. В продаже сейчас изобилие детских наборов с медицинскими инструментами. Можно сделать игру более интересной, если дополнить его медицинский набор настоящими бинтами, ватой, медицинскими масками и шприцами без игл. Игра будет еще занятней, если сшить ребенку медицинский халатик и закрепить бэйджик на груди с его именем.
Пройдите тест Насколько общителен ребенок С помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Как устроен зуб человека — изучаем свое тело с детьми

Зубы — единственные видимые кости человека, так как они не покрыты кожей. С помощью зубов человек откусывает и пережёвывает пищу.

Резцами, которые находятся в центре, мы кусаем пищу. Клыки, которые располагаются по обеим сторонам от резцов, растирают пищу. Малые коренные зубы, которые помещаются сразу за клыками, растирают и измельчают её, а большие коренные зубы в задней части рта — перемалывают.

Примерно в полгода у малыша появляется первый зуб, за ним по очереди прорезаются остальные. Первые зубы называются молочными (их обычно 20 штук) и находятся в нашем распоряжении примерно до семилетнего возраста. Постоянные зубы более широкие и образуют сплошной ряд. Их надо беречь, ведь новые зубы больше не вырастут.

Чтобы зубы были здоровыми, за ними надо тщательно ухаживать. Возьмите за правило чистить их два раза в сутки, а после еды обязательно полоскать рот для удаления остатков пищи. Зубы чистятся по направлению вверх-вниз. Представь, что ты пытаешься вымести между зубов застрявшую мельчайшую грязь. После движений вверх вниз почисти зубы круговыми движениями и хорошенько прополощи рот. Чистить зубы надо около трёх минут. Если не лениться, то наградой будут здоровые зубы и редкое посещение зубного врача — стоматолога.

Зуб состоит из трёх основных частей: корень, находящийся в специальном углублении челюсти, коронка, которая выступает над десной, и шейка, разделяющая эти две части.

Коронка зуба покрыта очень прочной тканью — эмалью, которая защищает его от механических повреждений. Корень зуба покрыт более мягкой тканью, чем эмаль, — дентином. В середине каждого зуба есть полость, заполненная зубной мягкой тканью — пульпой, которая переходит в узкий канал, заканчивающийся на верхушке зубного корня. Через это отверстие в полость зуба проходят питающие его кровеносные сосуды и нервы. Именно нервы реагируют на прикосновение и температуру, а также сигнализируют о том, что зуб заболел и нуждается в лечении.

Зубы состоят из самого твёрдого вещества, которое есть в нашем организме. Они и должны быть такими прочными, ведь мы пережёвываем ими пищу несколько раз в день в течение всей жизни. Но даже в самых прочных зубах, если за ними не ухаживать, могут появиться дырочки. И даже самые твёрдые зубы поломаются, если попытаться разгрызть ими, скажем, металлическую монету или камень.

Зубы участвуют не только в измельчении пищи, но и в формировании речи. Ты, возможно, помнишь, как изменилась твоя речь, когда выпали передние молочные зубы, а постоянные еще не успели вырасти.

Сырые твёрдые овощи и фрукты хорошо очищают зубы от застрявших кусочков пищи и укрепляют дёсны, а лук и чеснок уничтожают гнилостные бактерии в полости рта.

Возьмите кусочек стекла, прикрепите его к проволоке. Нагрейте стекло на огне, а потом опустите в стакан с водой. Стекло будет трескаться. Вот так же и эмаль зубов может повреждаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов!

Как устроены зубы человека

Рубрика: Биология

Дата публикации: 30.04.2020 2020-04-30

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Севрюков, М. А. Как устроены зубы человека / М. А. Севрюков, С. И. Федосова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 5 (35). — С. 73-78. — URL: https://moluch.ru/young/archive/35/2047/ (дата обращения: 06.06.2020).

Ключевые слова: зуб человека, молочные и коренные зубы, пережевывание пищи, корень, коронка.

Зубы играют важную роль в человеческом организме.

Изначально зубы человека, как и животного, были настроены только на пережевывание пищи. Чем мельче кусочки пищи, попадающие в желудок, тем легче идет процесс переваривания еды и усвоения полезных веществ. Второй важной функцией зубов человека является формирование звуков и постановка речи. Если ребенок в раннем возрасте теряет хотя бы один резец, скорее всего, впоследствии похода к логопеду не избежать. Некоторые звуки просто невозможно произносить без помощи зубов. Отсутствующие передние зубы нередко становятся причиной картавости и шепелявости. Третьей функцией зубов считается красивый внешний вид (эстетика) [1].

Зубы формируются еще во внутриутробный период. Данный процесс начинается со второго месяца беременности. Уже к 4 месяцу можно говорить об анатомическом строении, биохимическом составе и структуре зубов человека [2].

Принято выделять непостоянные (молочные) и постоянные (коренные зубы).

Зубом называют кость, состоящую из твердых и мягких тканей. Это дентин, эмаль, цемент, пульпа. Анатомически структура молочных, постоянных зубов схожа:

− корень (в челюсти),

− коронка (выступает над десной),

− шейка (соединяет две указанные выше части).

Коронка защищена эмалью (самая твердая ткань тела), под которой — мягкий пористый дентин. На жевательных зубах выделяются бугры и углубления. Внутри — пространство, содержащее пульпу (нерв). Этот пучок нервов, сосудов отвечает за питание тканей зуба (рис.1).

Рис. 1. Строение молочного зуба

Впервые о молочных зубах заговорил Гиппократ. Он считал, что они формируются благодаря питанию молоком матери. Врачи подтверждают мнение знаменитого прародителя медицины, молоко содержит кальций, отвечающий за рост зубов, ведь первые зубы не прочные, их здоровье зависит от питания малыша [3].

Все дети рождаются беззубыми. Примерно через полгода появляется первый зуб, а потом в течение двух лет появляются ещё девятнадцать. Они называются молочными. Процессу предшествует появление холмика на десне, возможна боль. По мере давления на слизистую, прорывается десна, показывается коронка. Когда над десной появится вся коронка, то процесс завершен. Облегчить страдания малыша, если он испытывает дискомфорт, трогает пальцами десны, плачет, плохо спит, помогут аптечные средства — спреи, гели с обезболивающим, охлаждающим эффектом. Также бывают кольца-прорезыватели из безопасного пластика. Благодаря им процесс ускоряется, ребенок меньше страдает.

Зубы крепятся к челюсти с помощью корней; они разрезают перетирают пищу [4]. У двухлетнего ребенка должно быть 20 зубов — по 8 резцов и моляров, 4 клыка. Родителям нужно следить, как происходит процесс, правильный ли наклон, направление. К 3 годам дети имеют все зубы, которые нужны для активного пережевывания и откусывания пищи.

Каждый организм развивается по индивидуальному графику, нет точного срока, лишь приблизительные границы (рис. 2).

Рис. 2. График прорезывания молочных зубов

Когда ребёнку исполняется 5–6 лет, молочные зубы выпадают и на их месте вырастают новые, постоянные. Между 6-м и 12-м годами меняются все зубы. А есть ещё зубы, которые называются коренными, они вырастают ещё позже. Но есть так называемые зубы мудрости, их четыре, они могут вообще не появиться. Во рту взрослого человека 32 постоянных зуба [2]. Интересно, что когда организм растёт, зубы больше не становятся.

Каждый зуб отличается формой, строением, функцией — резцами откусывают пищу, клыками отрывают, удерживают, а молярами, премолярами перетирают в кашу. Существует четыре основных типа зубов (рис.3):

резцы — передние зубы, прорезаются первыми у детей, применяются для разрезания и захватывания пищи;

клыки конусовидные зубы, служат для удержания и разрывания пищи;

премоляры — малые жевательные зубы, они находятся за клыками. Применяются для измельчения и пережевывания пищи (малые коренные);

моляры (большие коренные) — дистальные (задние) зубы, служат для пережевывания пищи, насчитывают чаще два корня на нижней челюсти и три — на верхней. Этих зубов нет в молочном прикусе.

Рис. 3. Типы зубов по функциональному назначению

Жевательные зубы растут в глубине челюсти. Они самые сильные и выносливые. На их коронках находится по три, а то и по пять бугорков для разрывания пищи. Благодаря им моляры и премоляры измельчают кусочки пищи намного лучше, чем резцы и клыки [2].

Молочные зубы должны освободить место для постоянных. Поэтому они перестают крепко держаться и начинают раскачиваться. Такие зубы можно назвать шаткими. На рисунке показано, что же происходит в челюсти, когда шатаются зубы.

Рис. 4. Смена молочных зубов постоянными

Корень крепкого постоянного зуба становится длиннее, и зуб медленно растет вверх, наружу. При этом он давит на корень молочного зуба, перед собой. И тот становится все короче. Молочный корень становится все меньше. Он уже не может крепко держаться в челюсти. Зуб начинает шататься, значит скоро в челюсти появится новый, постоянный зуб. Если бы молочные зубы не сменялись постоянными, во рту пустого места стало бы больше, чем зубов [5].

Бывает определенная схема замены, благодаря которой прикус становится правильным. Первыми в возрасте 6–7 лет меняются резцы, за ними — клыки и премоляры. Последняя очередь — за молярами. Полная замена заканчивается к совершеннолетию, за исключением зубов мудрости — они могут появиться потом.

Ощущения во время прорезывания молочных, постоянных зубов разные, при замене нет нарушений сна, рвоты, потери аппетита. Бывает зуд десен, незначительное повышение температуры.

Примерно к 13 годам во рту у детей примерно 24 зуба — по 6 на каждую сторону челюсти. Из этих 6: клык, 2 резца (центральный, боковой), моляр, 2 премоляра. Затем появляются еще 2 моляра, последний из которых называют зубом «мудрости» [3].

Рис. 5. Схема смены молочных зубов постоянными

Молочные и коренные зубы отличаются не только количеством. Корни у молочных зубов шире, потому что подними находятся зародыши постоянных. А постоянные — более прочные и бугристые, ведь им предстоит грызть и жевать более твердую пищу длительное время.

Основные отличия молочных зубов от коренных:

− меньше по размеру, включая корни,

− структура корневых каналов сложнее, что затрудняет лечение,

− дентин менее минерализованный, плохо противостоит истиранию, кариесу,

− цвет эмали блестящий, оттенок — голубой,

− коронки ниже, шире, у резцов есть зазубрины [4].

На рисунке 6 представлен модель зубной единицы в разрезе.

Эмаль — наружное покрытие зуба, самый прочный слой. Она прочнее даже костей.

Рис. 6. Модель зубной единица в разрезе

Фисcура — это углубление в эмали.

Важную роль для зубных единиц выполняют десны. Десна — мягкая ткань, которая покрывает челюсть. К ней крепятся зубы. Они удерживают их, уменьшают жевательные нагрузки на зубные ткани, защищают от патологических изменений, помогают поддерживать чувствительность зубных единиц.

Дентин — это зубная основа. По строению очень схож с костью, но его прочность повышается за счет насыщенности минералами. Дентиновый слой скрывается под эмалью, а в тех местах, где эмали анатомически нет, его защищает цемент. Дентин — это более плотный слой, который окружает пульпу зуба.

Пульпа (нерв зуба) — внутренняя, самая мягкая и чувствительная часть зуба. В ней расположен пучок сосудов и нервов. Зуб похож на камень. Но благодаря нервам в пульпе, он чувствует, что такое «горячо», «холодно» и «больно».

Альвеола — зуба углубление в челюсти, где располагаются корни зуба.

Между корнем и альвеолой периодонт зуба — узкое щелевидное пространство, заполненное соединительной тканью.

Цемент покрывает шейку и корень зуба. Благодаря ему зуб стоит на своём месте.

Коронка — верхняя часть зуба, поднимается над десной и хорошо видна.

Между корнем и коронкой находится шейка зуба, там самая тонкая эмаль. По кровеносным сосудам в зубы попадает кровь [5].

В заключение, хочется напомнить, что, как и любой природный дар, организм человека устроен очень рационально: в нем нет ни одной лишней детали. Поэтому каждый из тридцати двух зубов со своей собственной неповторимой анатомией, как нельзя лучше приспособленной для его функции, стоит того, чтобы беречь его.

Для профилактики кариеса, пульпита, других стоматологических проблем, нужно помнить о профилактике и взрослым и детям. Чистить зубы с момента их прорезывания утром, вечером. Уже к 2 годам малыш может проводить процедуру самостоятельно. Правильно выбирать щетину щетки, пасту. Исключить применение абразивных, отбеливающих средств, а также тех, что имеют яркую окраску, аромат — они способны вызвать аллергию. Обогатить рацион овощами, молочными продуктами, зеленью, уменьшить потребление сахара, сладостей.

Важно обеспечить должный уход, чтобы молочные зубы не выпадали раньше времени, а способствовали формированию правильного прикуса, от которого зависит не только дикция, но здоровье органов. Регулярно посещая стоматолога, можно вовремя заметить, устранить все зубные проблемы! [3,4]

Как устроен зуб человека – тематическое занятие для детей

Все родители хотят научить детей ухаживать за своим телом, особенно за зубками. Но для многих ребятишек, объяснения почему это необходимо делать, остаются пустым звуком. Нужно показать, научить, объяснить наглядно, что бывает если не соблюдать правила гигиены и безопасности. Мы начинаем серию занятий о полости рта, сегодняшний урок первый – как устроен зуб человека.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  1. По какой книге мы проводим занятия
  2. Повторение информации о ротике
  3. Составляющие зуба – делаем макет
  4. Закрепление информации

Здравствуйте дорогие читатели, мы продолжаем углубляться в начальную анатомию. Нет лучшего средства защитить наших любимых деток, чем объяснить им насколько хрупок наш организм, как за ним ухаживать, как помочь работать ему на протяжении всей жизни и быть здоровыми. В этой родительской работе столько разных аспектов! Занятия спортом, правильное питание, гигиена, осторожность в действиях и движениях. Список можно продолжать, но слышат ли нас наши дети, или воспринимают мамины повторения о необходимом действии, как писк раздражающего комара?

На самом деле каждый из нас знает ответ на этот вопрос, так как мы наблюдаем за нашими чадами ежедневно. Чтобы в пустую не сотрясать воздух, давайте лучше дадим им возможность узнать всё о своем теле. Тогда ваше “ты почистил зубы?”, будет восприниматься как забота, а не наставление.

Детям про зубки

Казалось бы, не так давно мы с сыном читали сказку “Зубные монстры. Что они делают у меня во рту”, которая произвела огромное впечатление на трехлетнего тогда ребенка. Он сам бежал чистить зубки, чтобы подобное не произошло с ним. Затем появилась небольшая энциклопедия Зубная книга – информация пополнялась. Но сейчас, в преддверии семилетия, ее явно недостаточно – мы вновь столкнулись с проблемой напоминания и контроля со стороны мамы во время гигиенических процедур полости рта. Значит придется копать глубже.

Как будем заниматься

К сожалению на книжном рынке долго не появлялось книги, которая могла бы мне помочь в расширении знаний ребенка. Я видела не раз отзывы об экземпляре издательства Эксмо Невероятное путешествие по Зубландии и наконец-то она у нас появилась. Скажу вам, что это действительно путешествие по зубастой стране. Но мы конечно же не станем просто ее читать, мы будем выполнять задания, дополнять их своими и надеюсь, достигнем понимания о важности беречь свой ротик. Вы с нами?

Тогда договоримся так: если у вас есть эта книга, доставайте ее и занимайтесь вместе с нами. Я постараюсь, чтобы было максимально интересно и познавательно. Проверьте если вы являетесь моим подписчиком, описание новых занятий я рассылаю по почте. Если вы не уверены нужна ли вам подобная книга, не переживайте, почти все занятия можно воссоздать дома, заведя например, специальную тетрадь по теме и вписывая туда вопросы, ответы и наблюдения от руки. Кому это подойдет? Ребятам умеющим читать и писать, примерный возраст 6-9 лет.

С чего начнем

Итак, с чего начнется наше приключение по Зубландии? Конечно же со знакомства с ее жителями. Для этого откройте картинку в полном размере и прочтите с ребенком вступление.

Если вы считаете, что вашему чаду по возрасту всё еще необходима сказочная подоплека для восприятия информации, советую подготовить персонажей, которые проведут его через все занятия о зубах. Тем у кого есть книга, скорей всего их делать не придется, так как ребенок будет встречаться с ними на каждом развороте. Остальным советую нарисовать на плотной бумаге, ламинировать красавцев, которых вы видите на картинке. Также с удовольствием предложу идею Жени, она воссоздала атмосферу сказочной страны при помощи папье-маше и малярного скотча. Всего их будет 5: Мила, Митя, Коля, Зубик-историк и Зуб Зубыч.

К возрасту 6 лет, обычно ребята уже имеют элементарные знания о своем ротике: что родились они беззубые, затем у них постепенно появились молочные зубки, которые уже начали или скоро начнут меняться на коренные. Поэтому здесь, как в любом обучении, не помешает повторение. Открывайте картинку кликом и читайте. Мой сын, которому сейчас 6 лет 7 месяцев, воскликнул после прочтения:

Мама, это же история как жизнь зародилась на Земле!

Вот теперь начнется наше занятие по изучению достаточно серьезных фактов.

Разбираемся как устроен зуб человека

Для начала вспомните и обсудите, что все факты индивидуальны и всё же существуют стандарты:

  1. У новорожденного еще нет зубов: ведь они не нужны, чтобы пить молоко!
  2. Зубки начинают прорезываться примерно в полгода. В это время малыши жуют прорезыватели – это игрушки из силикона со специальной охлаждающей жидкостью внутри. Малыш жует прорезыватель, чтобы массировать десны, тогда они меньше болят. (Найдите фото своего чада, если таковое имеется, грызущим подобную игрушку и покажите ему).
  3. У годовалого малыша уже появляются четыре верхних и четыре нижних зубика.
  4. К трем годам большинство деток может похвастаться 20 “жемчужинами”, которыми могут грызть яблоки и морковку.

А теперь расскажите своему сыну или дочке, факты именно о его ротике. Можете сделать подборку фотографий для наглядности. Если пользуетесь описанной мною выше книгой, то у вас будет возможность нарисовать улыбающийся портрет и записать во сколько появился первый зубик, сколько их сейчас в данном возрасте. Или же это будет первая страничка вашей тетради, которую вы надеюсь, завели для изучения полости рта.

Теперь переходим к развороту “Как устроен зуб человека” и видим почему издательство рекомендует информацию на возраст 6+. А вдруг и правда увлечем и зародим желание стать стоматологами?

Делаем макет

Давайте с вами вспомним уважаемые родители, что дитя воспринимает информацию через разные каналы. Данная работа будет полезна для кинестетиков, дискретов и визуалов. То есть, поможем усвоить материал пропуская его через руки, логическое мышление и визуальный образец. Для этого нам потребуется:

  • Пластилин;
  • стека;
  • зубочистки;
  • канцелярские наклейки;
  • ручка.

После введения и повторения предложите ребенку сделать макет увиденной на картинке схемы. Скорей всего понадобится ваша помощь, всё зависит от навыков и возраста ученика. Моему сыну понадобилась помощь в формировании самой идеи – как собрать модель воедино. Сначала мы подумали, что было бы прекрасно воссоздать целую объемную форму и разрезать ее пополам, как мы это делали с моделью планеты Земля. Но я побоялась, что тонкие линии могут смазаться, тогда время и материалы потратятся зря. Решили пойти путем накладывания одной детали на другую. Покажу пошаговый процесс:

В этом возрасте уже нет выражений “раскатаем блинчик красного цвета” или “а теперь нам понадобится голубая колбаска” – вещи называются своими именами: “Давай начнем с пульпы – это центральная часть”. При этом ребенок каждый раз возвращается к картинке, находя на ней нужную часть и прочитывая ее функцию. Последовательность наших действий:

  1. Пульпа, кровеносные сосуды, нервные окончания.
  2. Дентин.
  3. Цемент и периодонт (извините, на фото запечатлела только 1 из них).
  4. Десна.
  5. Добавляем коронку и наш макет почти готов!

Подумав, я решила поместить его в одноразовую тарелку, таким образом мы можем брать, двигать, поворачивать не боясь что-либо сдвинуть или помять. Ведь нам возможно, понадобится возвращаться к информации, как устроен зуб человека, на протяжении всей этой темы.

Теперь осталось подписать каждую деталь. Здесь Александру опять представилась возможность повторить названия составляющих, записать их, найти самостоятельно на поделке сделанной своими руками и воткнуть флажки в нужное место.

Закрепление знаний

Остался последний шаг – проверить и закрепить полученные знания. Для этого тоже есть отдельный разворот. Для тех у кого еще нет книжки, скажу, что она предполагает работу на страницах. Нет, издание совсем не похоже на рабочую тетрадь, оно упаковано в твердую обложку, размером на 1 сантиметр больше формата А4. Поэтому если у вас несколько ребятишек и вы хотите, чтобы все они смогли ею пользоваться, стоит писать карандашом.

Фото увеличивается

Если плохо видны ответы, повторю их здесь.

Если работаете в тетради, попросите нарисовать цветок, улыбающегося человечка и яйцо. Продиктуйте вопросы, чтобы ребенок записал их вместе с ответами. Если затрудняется, пусть посмотрит на схему или на свой макет.

На этом уважаемые читатели, наше первое занятие заканчивается. В следующий раз мы будем классифицировать зубки по названиям, проведем эксперимент и постараемся сделать поделку. Все тематические уроки с сыном, я сопровождаю просмотром развивающих мультфильмов, делюсь с вами их подборкой о зубках. Если вам интересна тема, пишите в комментариях свое мнение, пожелания, дополнения. Я буду рада услышать идеи, которые посетили вас во время прочтения статьи. А я пока прощаюсь с вами, но ненадолго.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: